Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Буй

Поиск по сайту: 

История Буя

    Описание
    Достопримечательности
    Исторические сведения
    Карта города
    Карта региона
    Другие города


 
Флаг
Буй
Герб
Буй

    В Никоновской летописи имеется запись, датированная январём 1536 года: "били челом и великому князю и его матери из Костромского уезда волость Корега, Ликурга, Залесье, Борок Железный, чтобы государь пожаловал, велел поставити город того ради, что тамо волости многие, а от городов далече. И князь великий и мати его великая княгиня велели поставити на Кореге Буй-город".

    Историки считают, что построение крепости было вызвано необходимостью защитить восточные рубежи Русского государства от набегов казанских татар, мордвы и черемисов. Распространённая версия происхождения названия: открытое высокое место; площадь около церкви с домами для причта; кладбище. Существуют и иные предположения.

    Однако уже через двадцать лет после своей постройки город потерял всякое военное значение — Казань была взята, набеги прекратились. Какой-то важной потребности, кроме почтовой, иметь ещё один город в 40 верстах от древнего Галича не было.

    В 1587 году в Буй был сослан князь Андрей Иванович Шуйский.

    В начале 1770-х годов стал уездным городом; только при Павле I, в период 1796—1802 годов, город был заштатным. Во время екатерининской административной реформы был составлен план города, предусматривавший устройство девяти улиц, отходивших от центра. В 1850 году в городе был только один жилой каменный дом и 257 деревянных.

    К 1850-м годам число его жителей едва перевалило за 2 тысячи человек. Большинство из них составляли мещане — крестьяне, занимавшиеся каким-либо ремесленным промыслом. Ремесло было самым разнообразным: гончарное, скобяное, кожевенное, валяное, шерстяное, столярное, малярное, кузнечное, маслобойное и пр. Кроме того, мещане занимались «сплавом леса по реке Костроме, хлебопашеством и огородничеством. Общим признаком был его кустарный характер и низкое качество. Поэтому рынок сбыта был исключительно местным. Даже вывоз продукции в соседние районы считался коммерческой удачей.

    Почти всё население уезда проживало тогда в деревнях — раз в 30 больше, чем в городе. Начиная с середины XIX века в уезде, как и в целом по стране, начался быстрый рост численности населения.

    В конце XIX века в Буе появились первые промышленные предприятия, одним из первых — винокуренный завод Александра Федотовича Кудрявцева: силами всего 40 работников производилось ежегодно 600 тыс. литров водки (до 50 литров в день на 1 рабочего; зарплату они получали натурой — вёдрами водки). Благодаря мягкой болотной воде, продукция завода была очень высокого качества и находила сбыт даже в столицах. В уезде основной отраслью промышленности была лесная.

    В начале XX века судьба города круто изменилась. Через него началось строительство железнодорожной ветки из Петербурга и Вологды на Вятку и далее в Сибирь (Северное направление Великого Сибирского пути (Северный Транссиб), позже Северная железная дорога). Одновременно с юга через Данилов подошла железнодорожная ветка от Ярославля.

    В августе 1905 года по реке Костроме в Буй на баржах прибыли паровозы серии ОВ и ОД, которые стали водить поезда на открывшемся 12-м участке тяги (Буйском участке) Северной железной дороги. В конце сентября 1905 года закончилось строительство станции Буй, ставшей узловой.

    Открытие прямого железнодорожного сообщения с Санкт-Петербургом и Москвой крайне благоприятно сказалось на развитии города. За десятилетие численность населения выросла более чем вдвое и к 1917 году составила уже почти 7 тыс. человек. Вместе с железной дорогой стала развиваться и промышленность. Железная дорога задала и градостроительные тенденции, поскольку основное развитие города шло вдоль неё.

    В 1925 году ВЦИК утвердил новое территориально-административное деление: город Буй был включён в число городов Костромской губернии. С 1929 по 1936 год после упразднения Костромской губернии город входил в состав Ивановской Промышленной области. В 1936 включён в состав вновь образованной Ярославской области, а с 13 августа 1944 года находится в составе Костромской области.

    На фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 15 тысяч буевлян, половина из них не вернулась домой. Как важнейший железнодорожный узел Буй в течение всей войны обеспечивал военные перевозки. В городе работали два эвакуационных госпиталя, велась подготовка медицинских сестер.

По материалам Википедии




При любом копировании материала на сторонний ресурс активная ссылка на сайт www.russian-goldenring.ru является обязательной! Если в тексте приведены ссылки на другие источники, необходимо их также указывать.

Наличие ссылок регулярно проверяется.

Копирование больших объёмов информации возможно только после согласования с администрацией.


     

Сейчас на сайте:
53 посетителя, 83 города, 2857 достопримечательностей, 10668 фотографий

Сейчас на сайте:
53 посетителя, 83 города, 2857 достопримечательностей, 10668 фотографий

Случайное фото: Переславль-Залесский. ИКЦ Русский парк
Переславль-Залесский. ИКЦ "Русский парк"
Подробнее



Индекс цитирования Яндекс.Метрика
Любое копирование должно сопровождаться активной ссылкой на источник
"Золотое кольцо России", 2009-2018

Обратная связь

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
Любое копирование должно сопровождаться активной ссылкой на источник
"Золотое кольцо России", 2009-2018