Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Рыбинск

Поиск по сайту: 

История Рыбинска


 
Флаг
Рыбинск
Герб
Рыбинск

    Исторически Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи. Острый мыс между ними называется Стрелка. Устье реки Шексны — левого притока Волги, как и другие левобережные районы вошли в состав города только в XX веке, в связи с бурным ростом в период индустриализации.

    В историческом центре города найдена стоянка каменного века, что позволяет говорить, что люди здесь жили «всегда». Поселение на территории города известно с 1071 года. Сначала оно называлось Усть-Шексна, в 1504 году было переименовано в Рыбную слободу, в 1777 году она, став центром уезда Ярославской губернии, получила статус города и название Рыбинск. В 1921—1923 город был центром Рыбинской губернии, а в 1929—1930 — Рыбинского округа. С 1936 года входит в состав Ярославской области. В 1946 был переименован в Щербаков (в честь политика Александра Щербакова), в 1957 году возвращено историческое название, в 1984 году вновь переименован — в Андропов (в честь генсека Юрия Андропова), в 1989 название Рыбинск в очередной раз было возвращено.

    Город расположен в некогда очень богатом рыбой районе. До XVII века основное занятие жителей — это рыбный промысел. Слобода относилась к царским имениям и поставляла рыбу непосредственно для царского стола. Она была деревянной и от этой эпохи в городе памятников не сохранилось.

    После переноса российской столицы Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении — на перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому, что послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках. Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги. Выше города, в местечке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что её переходили вброд. Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой. В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а в с 1870 года по железной дороге Рыбинск-Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось. Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.

    С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И.Левенгагеном в 1784 году: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане — квадратные.

    При индустриализации страны с начала 30-х годов XX века город быстро растёт. Крупнейшим предприятием города становится моторостроительный завод, выпускавший в основном авиационные моторы.

    Перед началом отечественной войны было почти закончено строительство Рыбинской ГЭС (недостроенная ГЭС все-таки давала ток во время войны) и началось заполнение Рыбинского водохранилища. Шлюз построен в Переборах, в том месте, где Волга была особенно мелкой. Плотина ГЭС перекрывает кроме Волги русло Шексны, которая теперь выше плотины слилась с Волгой в одно водохранилище. Рыбинское водохранилище необычайно широко и мелководно, затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога, за что подвергается критике, но оно обеспечило глубоководный речной путь из Волги к Балтике и к Москве-реке. Водохранилище, кроме многих сёл и деревень, затопило город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск. Эта стройка велась с привлечением большого числа заключенных «Волголага».

    Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов жители города, обладающие техническими специальностями, особенно часто служили в авиации и танковых войсках. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. Боевые действия город непосредственно не затронули, но на подступах по берегу Волги возводились оборонительные сооружения, остатки которых сохранились до сих пор. Город, предприятия, склады подвергались бомбардировкам немецкой авиации. Ряд стратегических объектов, в том числе завод авиационных моторов и авиационный институт, были эвакуировано в город Уфа. где дали основание местным объектам (Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уфимский государственный авиационный технический университет). Многие жители города, эвакуированные в Уфу, навсегда поселились там. Однако через некоторое время эти объекты были воссозданы и в Рыбинске.

    После строительства ГЭС возник рабочий посёлок на острове между Волгой и старым руслом Шексны (сейчас микрорайон Волжский, в народе — «Мехзавод»), который в настоящее время включён в состав города.

Информация из Википедии




При любом копировании материала на сторонний ресурс активная ссылка на сайт www.russian-goldenring.ru является обязательной! Если в тексте приведены ссылки на другие источники, необходимо их также указывать.

Наличие ссылок регулярно проверяется.

Копирование больших объёмов информации возможно только после согласования с администрацией.


     

Сейчас на сайте:
66 посетителей, 83 города, 2857 достопримечательностей, 10668 фотографий

Сейчас на сайте:
66 посетителей, 83 города, 2857 достопримечательностей, 10668 фотографий

Случайное фото: Ярославль. Памятник 1000-летию Ярославля
Ярославль. Памятник 1000-летию Ярославля
Подробнее



Индекс цитирования Яндекс.Метрика
Любое копирование должно сопровождаться активной ссылкой на источник
"Золотое кольцо России", 2009-2019

Обратная связь

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
Любое копирование должно сопровождаться активной ссылкой на источник
"Золотое кольцо России", 2009-2019