Официально история Плёса ведёт начало с 1410 года, когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, спасаясь от татарского хана, повелел построить здесь укреплённую таможенно-сторожевую заставу. Волга в этом месте не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния.
В 1778 году Плёс ненадолго получает статус уездного города. Здесь была полотняная фабрика, два солодовенных завода, две пивоварни, 10 кузниц, казенный соляной склад, торговые лавки. Отсюда доставлялась рыба к царскому столу. В 1812 году становится одним из центров формирования отрядов костромского народного ополчения. При интенсивном развитии промышленности в Иваново-Шуйском районе Плёс вплоть до постройки в 1871 году железной дороги Иваново-Кинешма являлся основным портом на Волге для всего текстильного края.
С этого времени Плёс теряет своё значение перекрёстка транспортных путей и постепенно превращается в маленький провинциальный городок — традиционное место отдыха и творчества. Существует легенда, что плёсские купцы, спасаясь от железной дороги, которая, считали, их разорит, попросту «откупились» от неё.
Информация из Википедии